Атомщики подняли останки советского самолета времён Великой Отечественной войны

При поддержке Смоленской АЭС объединённой поисковой группе на территории Калужской области удалось поднять останки боевого истребителя Ла-5 и советского летчика. В группе работали бойцы поисковых отрядов «Обелиск» Смоленской АЭС, «Русь» УМВД по Калужской области и активисты организации молодых атомщиков. По номерным фрагментам самолета они надеются установить имя погибшего героя.

Легенду о падении боевой машины поисковики услышали во время одной экспедиции от жителей Калужской деревни.

«Рассказывали, что наш самолет бился с немецким. Оба загорелись и разошлись в разные стороны. Вражеская машина сразу упала, наш же полетел в сторону своих и пропал в лесу, – вспоминает командир отряда «Обелиск» Алексей Тимофеев. – Позже место гибели советского истребителя указал местный егерь. Поисковая разведка подтвердила сведения».

Некоторые фрагменты и детали машины лежали прямо на поверхности. По донцу разбросанных вокруг гильз поисковики прочитали год выпуска – 1943. Вероятно, самолет потерпел крушение во время Смоленской наступательной операции.

Поднятие останков и ценных исторических находок времен Великой Отечественной войны – финал большой напряженной работы. Подготовка стартовала в ноябре 2017 года.

«Отрабатывали информацию по самолету в архиве, оформляли документацию, готовили техническое обеспечение, прокладывали маршрут и дорогу по лесу до площадки подъема – труднодоступного места. Делали волокуши-сани, чтобы доставить поисковое снаряжение, а потом вывезти фрагменты самолета, – отметил Алексей Тимофеев. – В подготовке нам помогали волонтеры организации молодых атомщиков, руководители подразделений Смоленской АЭС. Мы собрали в один «кулак» все силы, технику, материалы, средства, чтобы за очень короткий срок – 2 дня – поднять останки истребителя. Потому что на месте раскопа очень быстро образуется озеро, и потом работать на этой площадке существенно труднее».

В первый день копали до темноты, чтобы максимально подготовить площадку. Постоянно прибывала вода, помпа практически не переставала работать. Второй день был легче, отрабатывали непосредственно подъем останков самолета и летчика.

«К счастью, номерная деталь самолета сохранилась. Теперь предстоит работа в Центральном архиве Министерства обороны РФ, чтобы установить имя пилота. Надеюсь, это не займет много времени, так как практически все машины, вылетавшие в 1943 году, были учтены, – рассказывает командир отряда «Обелиск». – Сейчас поднятые фрагменты истребителя хранятся в нашем реставрационном ангаре. Часть из них пополнит экспозицию Десногорского поискового музея, некоторые детали передадим коллегам, которые занимаются реставрацией Ла-5».

Отряд «Обелиск» выражает благодарность руководству и профсоюзному комитету Смоленской АЭС за помощь в организации экспедиции и всестороннюю поддержку деятельности по увековечиванию памяти героев Великой Отечественной войны.